Поиско́вая оптимиза́ция (англ. search engine optimization, SEO) — комплекс мероприятий по внутренней и внешней оптимизации для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определённым запросам пользователей, с целью увеличения сетевого трафика (для информационных ресурсов) и потенциальных клиентов (для коммерческих ресурсов) и последующей монетизации (получение дохода) этого трафика. SEO может быть ориентировано на различные виды поиска, включая поиск информации, товаров, услуг, изображений, видеороликов, новостей и специфические отраслевые поисковые системы.
Обычно чем выше позиция сайта в результатах поиска, тем больше заинтересованных посетителей переходит на него с поисковых систем. При анализе эффективности поисковой оптимизации оценивается стоимость целевого посетителя с учётом времени вывода сайта на указанные позиции и конверсии сайта.
Основные направления работы
Поисковые системы учитывают множество внутренних и внешних параметров сайта при вычислении его релевантности (степени соответствия введённому запросу):
- плотность ключевых слов (сложные алгоритмы современных поисковых систем позволяют производить семантический анализ текста, чтобы отсеять поисковый спам, в котором ключевое слово встречается слишком часто (терм. сленг «тошнота»);
- индекс цитирования («ИЦ») и тематический индекс цитирования («ТИЦ») зависят от количества и авторитетности веб-ресурсов, ссылающихся на данный сайт; многими поисковиками не учитываются взаимные ссылки (друг на друга). Способ наращивания числа сайтов-доноров, ссылающихся на продвигаемый сайт, называется Линкбилдинг. Примером метрики индекса цитирования являлся PageRank;
- водность текста — показатель, определяющий наличие малозначимых слов, которые не несут никакой полезной информации и служат для разбавления текста (стоп-слова);
- поведенческие факторы (внутренние) — ряд всевозможных действий пользователей, которые они могут произвести на сайте: вход, общее время проведённое пользователем на сайте, количество сессий одного пользователя на сайте, просмотр страниц, количество просмотренных пользователем страниц, возврат пользователя на сайт, клики на ссылки в тексте, переходы по ссылкам в меню;
- поведенческие факторы (внешние) — основным внешним показателем качества поведения пользователя при взаимодействии с сайтом является отказ от дальнейшего поиска по ключевой фразе в поисковой системе;
- индекс качества сайта («ИКС») — это показатель того, насколько полезен конкретный сайт для пользователей с точки зрения Яндекса. ИКС введён в 2018 году взамен тематического индекса цитирования (тИЦ), учитывавшего тематику ссылающихся сайтов.
- скорость загрузки сайта — показатель скорости загрузки сайта. Используется несколько параметров для характеристики скорости загрузки сайта — загрузка до появления первого контента, загрузка первого контента до взаимодействия, скорость ответа сервера на запрос, длина html кода. Общепринятым стандартом скорости загрузки сайта принято считать сервис Google PageSpeed.
Все факторы, влияющие на положение сайта в выдаче поисковой системы, можно разбить на внешние и внутренние. К внутренней оптимизации (касающейся исключительно внутренней системы сайта) относится работа, направленная на общее повышение качества сайта, пользы, которую он приносит посетителю. Сюда можно отнести работу над структурой проекта, над облегчением восприятия контента и непосредственно над качеством этого контента. Значение общего количества таких факторов в большинстве источников колеблется в районе 200. Функциональный подход к поисковой оптимизации, направленный на подгонку определённых факторов к их целевым значениям, отошёл в прошлое в связи с усложнением алгоритмов поисковых систем — стоимость «балансирования» десятков факторов многократно превышает стоимость создания изначально качественного ресурса.
Внутренняя оптимизация включает в себя работу с заголовками страницы, которые содержатся в коде с тегами <h1>, <h2>, <h3>, надписью, которая высвечивается на вкладке браузера — Title, и созданием уникального текста на этих же страницах. Также важно уделить внимание мета-тегу description, поскольку именно его пользователь чаще всего видит под url сайта в поисковой выдаче. Помимо работы с мета-тегами, во внутреннюю оптимизацию сайта входит комплекс мер, по улучшению его юзабилити.
Методы внутренней поисковой оптимизации:
- HTML, CSS — валидация;
- увеличение скорости работы сайта;
- адаптация под мобильные устройства;
- составление семантического ядра (СЯ);
- анализ сайтов-конкурентов;
- написание качественного контента и создание правильной структуры сайта;;
- корректировка текстовой релевантности всей страницы;
- оптимизация тегов H1, Title и мета-тегов Description;
- внутренняя перелинковка.
Внешние факторы делятся на статические и динамические:
- Статические внешние факторы определяют релевантность сайта на основании цитируемости его внешними веб-ресурсами, а также их авторитетности вне зависимости от текста цитирования.
- Динамические внешние факторы определяют релевантность сайта на основании цитируемости его внешними веб-ресурсами и их авторитетности в зависимости от текста цитирования.
- «Поведенческие факторы и конверсия» показывают качество сайта для непосредственных потребителей. Ресурсы с плохими ПФ не могут занимать лидирующие позиции.
Методы внешней поисковой оптимизации:
- регистрация в самостоятельных каталогах. Она может осуществляться вручную либо с помощью специальных ресурсов;
- регистрация в каталогах поисковых систем, таких как: Яндекс. Каталог (с декабря 2017 года прекращён приём заявок на добавление в него новых сайтов) Рамблер/Топ100, каталог Yahoo и другие;
- обмен ссылками. Существует несколько способов обмена — прямой, кольцевой, односторонний (покупка ссылок);
- регистрация в сервисах: Google Мой Бизнес и Яндекс. Справочник;
- размещение статей («гостевые посты», публикация в СМИ, инфоповоды);
- социальные сети;
- пресс-релизы;
- крауд-маркетинг;
- создание и ведение блогов;
- создание сети сайтов («сателлиты»), используемых для увеличения количества упоминаний и ссылок в поисковой выдаче. Данный метод продвижения сайтов относится к «чёрным». Поисковые системы не советуют использовать подобные методы оптимизации и могут принять санкции в отношении таких сайтов.
Лицо, проводящее работу по оптимизации веб-сайтов, называется оптимизатор или SEO-специалист (seoшник/сеошник).
Существуют различные SEO-сервисы, позволяющие облегчить труд оптимизаторов и дать владельцам сайтов возможность продвигать их самостоятельно (проводить seo-аудиты, подбирать ключевые слова, покупать ссылки, проверять качество ссылочных доноров).
К факторам, понижающим рейтинг сайта, относятся:
- неуникальный контент (статьи, новости и так далее);
- технологии, которые поисковые машины рассматривают как спам;
- избыточное число внешних ссылок, как результат неестественного прироста ссылочной массы (если ссылки некачественные или не тематические);
- накрутки поведенческих факторов;
- большое количество исходящих ссылок;
- некорректная вёрстка;
- тяжёлый «замусоренный» код;
- большой вес страницы (HTML-кода, картинок, JS-скриптов, CSS-стилей и прочее);
- некорректные ответы сервера;
- вирусы на сайте.
- Нарушение авторского права. Использование контента без соответствующей лицензии, либо права на использование контента, личных данных и другой приватной информации.
Помимо этого, некоторые поисковые системы (в том числе Google) снижают рейтинг сайта, если он не имеет мобильной версии (отдельной или адаптивной) — когда на телефонах и планшетах отображается полная версия сайта.